Научная школа криминалистической ситуалогии

Вопросы, связанные с анализом ситуаций, изучаемых криминалистикой, решаются в рамках такого научного направления, как криминалистическая ситуалогия, разработанного профессором, доктором юридических наук Татьяной Станиславовной Волчецкой в 1997 году.

Представляется, что в становлении учения о ситуациях в криминалистике профессор Т.С. Волчецкая сыграла особую роль. В своих трудах она проанализировала разрозненные источники о ситуациях в криминалистике, определила сущность и виды криминалистических ситуаций, обосновала и выстроила самостоятельное научное направление. Выделяя криминалистическую ситуалогию как элемент общей теории криминалистики, она к ее объектам причисляет всё многообразие изучаемых криминалистикой ситуаций: ситуации системы «преступление», ситуации уголовно-процессуальной и оперативно-розыскной деятельности, ситуации, возникающие в самой криминалистической науке. Таким образом, составными частями криминалистической ситуалогии являются учения: о криминальных ситуациях; о следственных ситуациях; о судебных ситуациях; об оперативно-розыскных ситуациях; об экспертных ситуациях.

Пожалуй, криминалистическая ситуалогия является своеобразным мостом между теорией и практикой расследования отдельных видов преступлений.

Известно, что некоторые следователи испытывают затруднения при определении структуры преступления, выяснении механизма следообразования и др., то есть они не выстраивают правильное представление о преступлении как о системном явлении, что существенно затрудняет криминалистический анализ расследуемого события.

Т. С. Волчецкая и её ученики отмечают, что криминальные ситуации, составляющие криминальное событие, отражаются в материальных следах, остающихся на месте происшествия, и в следах идеальных – мысленных образах этих ситуаций в сознании участников криминального события. Подобного рода следы позволяют мысленно реконструировать криминальные ситуации, а затем и воссоздать механизм расследуемого события в целом.

Именно грамотное использование метода ситуационного моделирования может помочь следователям эффективно расследовать преступления. Как показывает практика, следователи зачастую используют данный метод интуитивно. Нельзя не отметить, что в тот момент, когда происходит расследование события преступления, то его самого уже нет, остаются только его последствия, а наблюдать ситуацию в динамике объективной возможности не имеется. Здесь нужно суметь смоделировать само событие преступления, а также предкриминальную ситуацию, что очень важно для сотрудников правоохранительных органов. Налицо положительное влияние ситуационного подхода и метода моделирования в деятельности следователя.

По мнению Т.С. Волчецкой, ситуационное моделирование в расследовании преступлений требует соблюдения ряда условий: систематического накопления информации о ситуации; знания типовой ситуационной структуры; а также обязательного учета субъективных и объективных факторов, способных изменить ситуацию. Следственная ситуация детерминирована такими факторами, как наличие и характер имеющейся в распоряжении следователя доказательственной и непроцессуальной информации, что обусловлено спецификой криминальной ситуации и ее способностью оставлять следы в окружающей среде; интенсивность процессов исчезновения доказательств; характер источников информации (их надежность, полнота); наличие или отсутствие данных о подозреваемом; вмешательство в процесс расследования посторонних лиц и т.д. Кроме того, большое значение в моделировании следственных ситуаций приобретает и фактор времени. Некоторые элементы следственной ситуации, такие как, к примеру, возможность утраты доказательств, погодные условия, опасность сговора участников, сокрытие похищенного — воздействуют на решения следователя именно в связи с временными факторами.

Следует согласиться с выводом Т.С. Волчецкой о том, что логически ситуационное моделирование представляет собой один из способов решения продуктивных мыслительных задач, ведущих к получению нового знания. В самых общих чертах логика моделирования может быть представлена таким образом: постановка проблемы, определение задач моделирования; создание адекватной оригиналу модели с необходимой для исследования степенью формализации; исследование модели, проведение экспериментов; получение нового знания.

Итак, особенность ситуационного моделирования заключается в том, что опосредованно приходит новое знание не только о событии преступления, но и о том, что ему предшествовало. Кроме того, ситуационное моделирование способствует познанию посткриминальной ситуации. Это важно при расследовании преступления, поскольку событие преступление было, а следственные действия только будут, ход расследования происходит уже после совершения преступления, поэтому нет возможности непосредственно изучать действия субъекта и положения окружающей обстановки. Очевидно, важно правильно диагностировать ситуацию, возникающую как в ходе расследования, так и на стадии судебного рассмотрения уголовного дела.

Полагаем, особую ценность ситуационный подход представляет в связи с тем, что изначальная информация черпается из практики расследования конкретных видов преступлений, обрабатывается на научном уровне и затем уже возвращается на практику в виде криминалистических рекомендаций, алгоритмов действий, ориентированных на конкретные ситуации расследования.

Немало проблемных ситуаций выявляется учеными в процессе научного обобщения следственной, оперативно-розыскной, экспертной и судебной практики, в результате практической реализации криминалистических рекомендаций. Поэтому особо важно установить основные пути, которые могут привести к обнаружению новых научных криминалистических проблемных ситуаций, новых противоречий между фактами и накопленным знанием и тем самым стимулировать теоретические разработки в области криминалистики, направленные на оптимальное разрешение таких ситуаций.

Крайне важен и ситуационный анализ преступлений. Ведь криминальная деятельность также как и следственная имеет ситуационную природу. Ситуационный подход к анализу преступной деятельности позволяет осуществить научную разработку методических рекомендаций, указывающих на специфические особенности расследования сходных видов преступлений в зависимости от различных криминальных ситуаций. Ситуационный подход дает необычайно широкие возможности для его применения в криминалистике. Именно он позволяет дифференцировать все многообразие ситуаций, возникающих как в процессе преступной, так и в процессе правоприменительной деятельности, и на этой основе разрабатывать рекомендации технического, тактического и методического порядка в целях решения задач уголовного судопроизводства.

Весьма перспективно использование ситуационного подхода в исследовании доказательств сквозь призму принципа состязательности сторон. Данный метод имеет важное значение при определении тактической линии в судебном следствии как для стороны обвинения, так и для стороны защиты. Он предполагает моделирование возможных судебных ситуаций, позволяет заранее предусмотреть оптимальные способы их разрешения.

Ситуационный подход стал наиболее прогрессивным направлением и в криминалистической методике, особенно при решении проблемы повышения эффективности криминалистических рекомендаций, максимальной их ориентированности на практическую деятельность следователей, дознавателей, экспертов и судей.

Таким образом, значение ситуационного подхода в следственной практике состоит в следующем: верное определение направлений расследования; прогнозирование действий преступника в предкриминальной, собственно криминальной и посткриминальной ситуациях; возможность проследить преступление в динамике, установление механизма совершения преступления; изучение генезиса преступления и построение информационной модели расследуемого события.

В настоящее время исследования научной школы осуществляются в следующих направлениях:

  • методология ситуационного подхода;
  • ситуационное моделирование в уголовном судопроизводстве;
  • ситуационный подход как средство оптимизации оперативно-розыскной, следственной, судебной практики и экспертной деятельности;
  • ситуационное моделирование как средство повышения эффективности судебной практики;
  • особенности использования ситуационного подхода в различных отраслях юридической науки;
  • возможности применения ситуационного подхода в обучении студентов.

Одно из перспективных направлений развития ситуационного подхода в криминалистике в настоящее время – это разработка методологического инструментария по конструированию средств и методов расследования преступлений применительно к конкретной следственной ситуации.

Нужно признать, что научная школа профессора Т.С. Волчецкой – это одна из ведущих отечественных школ криминалистической науки.


Личный кабинет для

Личный кабинет для cтудента

Даю согласие на обработку представленных персональных данных, с Политикой обработки персональных данных ознакомлен

Подтверждаю согласие